Каждый день будут проводиться две сессии. Ниже предлагаем список молитв всех восьми сессий «Монлам Ченмо» (по-калмыцки «Ик Мёргюл»), а также сведения по истории этого праздника.
Молитвенный фестиваль “Монлам Ченмо” по традиции проводится в первой половине первого лунного месяца – Белого месяца (Цаган Сар). Именно в эти дни Будда Шакьямуни во время диспута с учителями-иноверцами показал свои чудесные способности. В 15-й лунный день Будда завершил демонстрацию чудес, окончательно победив иноверцев, и тем самым укрепив в своих учениках веру в Три Драгоценности, веру в могущество буддистской практики. В честь этой знаменательной победы в диспуте Будды Шакьямуни и учрежден праздник, который в этом году приходится на 19 февраля. В ознаменование тех памятных событий стали проводиться большие молитвенные собрания.
“Монлам Ченмо” начали праздновать с 1409 года (года Земляного Быка) в Лхасе. Этот праздник учредил великий лама Чже Цонкапа (Зунква гегян, по-калмыцки) в честь чудесных деяний Будды Шакьямуни. Первые службы проходили в Джокханге, центральном храме Лхасы. А тысячи монахов монастырей Сэра, Дрепунг и Гандэн в течение трех недель проводили молебны во имя процветания учения Будды и благопожелания на благо всех живых существ. Интересно, что монастырь Ганден присоединился к “Монламу Ченмо” не сразу, а при VII Далай ламе.
Позже при IV Панчен ламе Чоки Гялцене, начиная с 1613 года, в 12-14 дни Великого Монлама на площади Баркор перед храмом Джокханг стали проводить философские диспуты и экзаменационную защиту на высшую ученую степень “Геше Лхарамба”.
И по сей день “Монлам Ченмо” является одним из самых значимых праздников в жизни тибетцев. В дни этого молебна в разных странах, где находятся тибетцы, проходят празднования. Причем праздники “Монлам Ченмо” организуются и в рамках разных традиций тибетского буддизма. В эти дни тибетцы-миряне присоединяются к молитвам, совершают подношения пищи и чая послушникам монастырей.
«Монлам Ченмо» длится несколько дней и в это время все собравшиеся читают молитвы и медитируют на благо всех живых существ.
Практическая цель «Монлам Ченмо» лежит в том, что, согласно словам Нагарджуны, при совершении благоприятных пожеланий вместе с великими Бодхисаттвами, результаты будут настолько мощными, что могут, к примеру, предотвращать войну, катастрофу, эпидемию и приносить огромную пользу существам. Личные позитивные впечатления каждого участника умножаются на число присутствующих.
В наше время «Монлам Ченмо» проводится в разных монастырях Тибета, Индии, а также в Калмыкии, Бурятии, Туве, однако самым благоприятным для этого считается место Просветления Будды Шакьямуни – Бодхгая (Индия, штат Бихар).
В нашей республике эту древнюю традицию возродили несколько лет назад благодаря усилиям Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
В эти праздничные дни кроме обычных ежедневных молитв монахи читают молитвы, восхваляющие Три Драгоценности - Будду Шакьямуни, его учение – Дхарму, буддистскую общину - Сангху. В эти дни верующие получают большое благословение, чтобы в этой или в одной из своих будущих жизней, наконец, достичь состояния Будды. В эти дни, можно сказать - как в никакие другие, мы можем установить сильную связь, обратившись к Трем Драгоценностям, и получить благословение.
Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
Большое молитвенное собрание Ик йөрәл (Монлам Ченмо)
Центральный хурул Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
16–19 февраля 2019 г.
1-й день (16 февраля, суббота)
1-я сессия (9:00–11:30)
1. Трехчастная молитва.
2. Принятие прибежища и порождение бодхичитты.
3. Текст: «Сто божеств Тушиты».
4. Молитва Ламы Цонкапы «Мигзм».
5. Текст: «Основа всех достоинств».
6. Текст: «Обращение к 17-ти пандитам Наланды».
7. Текст: «Искусное сострадание».
8. Текст: «Восхваление взаимозависимого возникновения».
9. Текст: «Украшение из непосредственных реализаций».
10. Текст: «Краткая сущность этапов пути просветления».
11. Три текста устранения препятствий: Сутра сердца, Белозонтичная Тара, Зеленая тара.
12. Молитва-обращение к Далай-Ламе XIV.
13. Подношение «Золотого напитка» (Серджм).
14. Подношение торма.
2-я сессия (14:00–16:00)
1. Текст: «Превосходно составленное восхваление Тары».
2. Текст: «Трёхчастное восхваление».
3. Молитва-обращение к Майтрее.
4. Обряд омовения.
5. Молитва-обращение «Победоносный океан».
6. Обряд омовения «Царь драгоценного посвящения».
7. Расширенное подношение мандалы.
8. Краткое подношение мандалы.
9. Молитва раскаяния.
10. Подношение торма хозяевам местности.
11. Текст: «Тайная биография».
12. Текст: «Основа всех достоинств».
13. Молитва о распространении Учения.
14. Молитва о мире на земле.
15. Молитва о достижении Наивысшего.
16. Молитва: «Пик победоносного стяга».
17. Лама Чодпа. Гуру-Пуджа.
2-й день (17 февраля, воскресенье)
1-я сессия (9:00–11:30)
1. Трехчастная молитва.
2. Принятие прибежища и порождение бодхичитты.
3. Текст: «Сто божеств Тушиты».
4. Молитва Ламы Цонкапы «Мигзм».
5. Текст: «Основа всех достоинств».
6. Текст: «Обращение к 17-ти пандитам Наланды».
7. Текст: «Два вида накопления великой победы».
8. Текст: «Наставления, подобные океану облаков».
9. Текст: «Введение в мадхьямику».
10. Текст: «Подобно бескрайнему небу».
11. Текст: «Три прославленные земли».
12. Три текста устранения препятствий: Сутра сердца, Белозонтичная Тара, Зеленая тара.
13. Молитва-обращение к Далай-Ламе XIV.
14. Подношение «Золотого напитка» (Серджм).
15. Подношение торма.
2-я сессия (13:00–15:00)
1. Текст: «Превосходно составленное восхваление Тары».
2. Молитва-обращение к Далай-Ламе XIV.
3. Текст «Начало и завершение».
4. Обряд омовения.
5. Текст: «В благодетельной земле».
6. Текст: «Наивысшие подношения».
7. Текст: «В Джамбудвипе и других материках».
8. Собрание подношений.
9. Подношение мандалы.
10. Молитва раскаяния.
11. Подношение торма хозяевам местности.
12. Текст: «Тайная биография».
13. Текст: «Основа всех достоинств».
14. Молитва о распространении Учения.
15. Молитва о мире на земле.
16. Молитва о достижении Наивысшего.
17. Молитва: «Пик победоносного стяга».
3-й день (18 февраля, понедельник)
1-я сессия (9:00–11:30)
1. Трехчастная молитва.
2. Принятие прибежища и порождение бодхичитты.
3. Текст: «Сто божеств Тушиты».
4. Молитва Ламы Цонкапы «Мигзм».
5. Текст: «Основа всех достоинств».
6. Текст: «Обращение к 17-ти пандитам Наланды».
7. Текст: «Два вида накопления великой победы».
8. Текст: «Наставления, подобные океану облаков».
9. Текст: «Введение в мадхьямику».
10. Текст: «Подобно бескрайнему небу».
11. Текст: «Три прославленные земли».
12. Три текста устранения препятствий: Сутра сердца, Белозонтичная Тара, Зеленая тара.
13. Молитва-обращение к Далай-Ламе XIV.
14. Подношение «Золотого напитка» (Серджм).
15. Подношение торма.
2-я сессия (13:00–15:00)
18. Текст: «Превосходно составленное восхваление Тары».
19. Молитва-обращение к Далай-Ламе XIV.
20. Текст «Начало и завершение».
21. Обряд омовения.
22. Текст: «В благодетельной земле».
23. Текст: «Наивысшие подношения».
24. Текст: «В Джамбудвипе и других материках».
25. Собрание подношений.
26. Подношение мандалы.
27. Молитва раскаяния.
28. Подношение торма хозяевам местности.
29. Текст: «Тайная биография».
30. Текст: «Основа всех достоинств».
31. Молитва о распространении Учения.
32. Молитва о мире на земле.
33. Молитва о достижении Наивысшего.
34. Молитва: «Пик победоносного стяга».
4-й день (19 февраля, вторник)
1-я сессия (9:00–11:30)
1. Трехчастная молитва.
2. Принятие прибежища и порождение бодхичитты.
3. Текст: «Сто божеств Тушиты».
4. Молитва Ламы Цонкапы «Мигзм».
5. Текст: «Основа всех достоинств».
6. Текст: «Обращение к 17-ти пандитам Наланды».
7. Текст: «Постижение отбрасывания всеми Буддами».
8. Великое восхваление Майтреи.
9. Жизнеописание «Прекрасный сад».
10. Молитва-обращение к Далай-Ламе XIV.
11. Три текста устранения препятствий: Сутра сердца, Белозонтичная Тара, Зеленая тара.
12. Подношение торма.
2-я сессия (13:00–15:00)
1. Текст: «Превосходно составленное восхваление Тары».
2. Текст поклонение Будде Амитабхе «Безграничное сияние».
3. Молитва: «Слова Истины».
4. Подношение торма.
5. Подношение торма хозяевам местности.
6. Текст: «Тело Майтреи».
7. Текст: «Чистые снежные горы».
8. Обряд омовения.
9. Текст: «Победоносный океан».
10. Текст: «Драгоценный царь посвящения».
11. Расширенное подношение мандалы.
12. Молитва о распространении Учения.
13. Молитва о мире на земле.
14. Молитва о достижении Наивысшего.
15. Молитва: «Пик победоносного стяга».