16 мая начинается священный месяц Ур Сар (Урюс Сар)

16 мая наступает священный для калмыков месяц Ур Сар (у тибетцев – Сага Дава). В этот благословенный месяц любая духовная практика или благое действие приносит кармическую заслугу, сила которой в сто тысяч раз больше, чем в другие месяцы года. Месяц Ур Сар (Сага Дава), на который приходятся главные события в жизни Будды Шакьямуни, называют “месяцем стотысячекратного увеличения”. Он продлится до 13 июня.

Согласно традиции тхеравады и древнеиндийскому лунному календарю в пятнадцатый лунный день этого месяца (в текущем году он приходится на 29 мая) в разное время Будда Шакьямуни совершил три великих деяния: родился, достиг Просветления и ушел в Паринирвану. Поэтому для буддистов это тройной праздник. По-тибетски этот день именуется Сага Дава Дучен.

29 мая честь Дня рождения, Просветления и ухода в Паринирвану основателя буддизма в Центральном хуруле РК “Золотая обитель Будды Шакьямуни”состоятся торжественные мероприятия (соответствующая программа прилагается ниже).

В Калмыкии стало доброй традицией соблюдать в Ур Сар пост: не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, брать на себя обеты. Обеты, можно сказать, священные заповеди буддийской этики, тесно связаны с калмыцкой культурой и традициями. В месяц Ур Сар благоприятно обходить хурулы, ступы, совершать подношения нуждающимся или Сангхе, начитывать мантры, мантру Будды любви и сострадания Арьябалы (Авалокитешвары) «Ом Мани Падме Хум», избегать совершения десяти неблагих деяний, ведущих к неблагому рождению.

Будда предоставил в распоряжение человечества большое количество подходов, при помощи которых мы можем свое кармическое наследство сделать положительным. И одним из важных элементов духовной практики является принятие обетов. Поддержание обетов в чистоте – пресекает рождение в аду. Кроме того, практикующий получает мощные отпечатки для встречи с Учением Будды в следующей жизни.

d183d180d181d0b0d1803

В течение всего месяца все практикующие тибетский буддизм ставят перед собой задачу почтить жизнь Будды в особом порядке: активно занимаясь различными практиками и ритуалами, участвуя в медитационных ретритах, совершая паломничество в священные буддийские места, организуя учения лам, молитвенные собрания, подношения, раздачу милостыни и пищи нуждающимся и многое другое. Этот священный месяц нужно посвятить духовной практике и сделать упор на накоплении заслуг. Считается, что результаты благих деяний в дни, когда Будда совершил свои великие деяния, увеличиваются в сто тысяч раз. В течение всего месяца желательно воздерживаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков. Если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, то, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день. Считается, что духовная практика, начатая в этот месяц, непременно будет успешно завершена и принесет плоды, очистит карму и позволит сделать существенный шаг вперед в духовном продвижении. Также это время считается особенно благоприятным для очистительных практик. Самым важным временем месяца является пятнадцатый лунный день – когда Будда Шакьямуни достиг Просветления и ушел в Паринирвану.

У ойрат-калмыков и монголов смысл праздника Ур Сар также заключался в торжестве по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад, обеспечения богатства и благополучия. Приуроченный к окончанию периода расплода скота и наступившему изобилию, он нередко отмечался с особой пышностью, при большом стечении народа. Так, в ставке калмыцкого хана Дондук-Даши в 1742 году на празднование Урс Сара собралось около пяти тысяч человек.

«Урюс Сар праздновался в день полнолуния первого летнего месяца, то есть примерно в мае, - пишет исследователь Э. П. Бакаева в своей книге «Буддизм в Калмыкии» (Элиста, 1994). - Это время года — самое красивое и зеленое в калмыцкой степи. Длительность праздника была различной. Если он отмечался скромно, торжества проводились 15 и 16 числа, в полном же объеме церемонии длились с 8 по 15 число. Обряды первых семи дней — чисто буддийские богослужения, буддийская церковь отмечала: 8-го числа — рождение и «просветление» Будды и 15-го числа — погружение Будды Шакьямуни в нирвану. Традиционная часть праздника приходилась на 15 и 16 числа. Обряды этой части также разделялись на два отдельных комплекса. Первый, исполнявшийся обычно 15 числа, включал те, которые отражали основной смысл Урюс Сара; второй (16-го) именовался Ова тяклгн - «жертвоприношение ова» и состоял из обрядов жертвоприношений воде и земле».

Общая символика калмыцкого праздника Ур Сар — плодородие и богатство во всех трех мирах: человеческом, животном и растительном. В обрядовых действиях переплелись различные культы и верования — солярный культ (кибитки переставляли входом на восток, церемония начиналась на рассвете), культ белого цвета и молочной пищи, Белого Старца (Цаган Аав), а также элементы шаманизма. Сочетаясь с буддийскими ритуалами, они составили единый комплекс праздника.

Примечательно, что в этом году именно в священный месяц Ур Сар по приглашению Шаджин-ламы РК Тэло Тулку Ринпоче состоится двухнедельный визит в Калмыкию одного из выдающихся буддийских учителей современности ламы Кунделинга Ринпоче, который дарует учения и примет участие в различных мероприятиях в Элисте, Яшкульском, Лаганском и Ики-Бурульском районах (см. программу мероприятий в предыдущей информации).

Пресс-служба центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

 

Программа празднования Дня рождения, Просветления и Ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни

Центральный хурул Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

 

 

 

29 мая 2018 г.

 

Время Мероприятие Место проведения
4:30

Принятие 8 обетов Махаяны (на 1 сутки).

Список обетов:

1. Отказ от убийства

2. Отказ от воровства

3. Отказ от прелюбодеяния

4. Отказ от лжи

5. Отказ от приема алкоголя, табака, наркотиков и других одурманивающих средств

6. Отказ от приема пищи после полудня

7. Отказ от восседания на высоких сидениях

8. Отказ от использования косметики, духов и украшений, песен и танцев.

Центральный хурул,

молельный зал

9:00 – 12:00

Праздничный молебен, посвященный Дню Рождения, Просветления и Ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни.

Открытие выставки священных реликвий для созерцания и поклонения: Мощи Будды Шакьямуни и росток дерева Бодхи.

Список молитв:

1. Трехчастная молитва

2. Прибежище

3. Порождение Бодхичитты

4. Дхарани «Облако подношений»

5. Семичленная молитва

6. «Сто богов Тушиты»

7. «Основа всех достоинств»

8. Трехчастное восхваление

9. «Восхваление причинно-зависимости»

10. «Два обширных накопления»

11. «Искусное сострадание»

12. Моление семнадцати пандитам Наланды

13. Первая глава текста «Украшение непосредственных постижений»

14. Раздел о сознании из текста «Введение в мадхъямаку»

15. Серджм (Золотой напиток)

16. Быстрое свершение

17. Сутра сердца Праджняпарамиты

18. Восхваление двадцати одной Тары

19. Дхарани Амитаюса

20. Пуджа Победоносного

21. Молитва-устремление «Слова Истины»

22. Посвящение заслуг

Центральный хурул, молельный зал
9:00 – 20:00 Выставка священных реликвий: Мощи Будды Шакьямуни и росток дерева Бодхи. Центральный хурул, молельный зал
12:00 Угощение верующих чаем и борцогами. Центральный хурул
12:00 – 12:30 Принятие обета трезвости на 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год, 2-3 года, на всю жизнь. Центральный хурул, библиотека
15:00 – 17:00 Учение Кунделинга Ринпоче о 12 чудесных деяниях Будды Шакьямуни.

Центральный хурул,

молельный зал

17:00 Ритуал омовения и освящения большой танки Будды Шакьямуни, вывешенной на фасаде хурула. Совершение обхода вокруг хурула совместно с монахами. Центральный хурул